Армии мира

Оружие и военная техника

Ракеты


В разделе «Ракеты»  я уделю большое внимание серьезным, мощным ракетам, ракеты которые с легкостью могут испепелить целый континент и ракеты которые могут точечно нанести удар в самое яблочко.

Ракеты появились еще во времена китайской династии Хань (206 год до н. э.—220 н. э.), применялись они для фейерверков. Постепенно ракеты усовершенствовались и преобразовались в то, что мы ведем сейчас. Но не будем углубляться в историю (кто хочет узнать про историю ракет, смотрите ниже) ракет, перейдем к делу:

по странам по типам

История развития ракет

Первое боевое применения для ракет нашлось приблизительно в 960 н.э. в Китае, впервые был применен черный порох – смесь селитры (окислитель) и древесного угля с серой (горючее) – для метания снарядов. Позже где-то в 11 веки была достигнута дальность метания ракет около 300 м. Эти «ракеты» представляли собой бамбуковые трубки, наполненные порохом, и не отличались особой точностью полета. Их главным назначением в бою было наводить панику на людей и лошадей.

В 13 в. ракеты попали в Европу вместе с монгольскими завоевателями ракеты попали в Европу, и в 1248 английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон опубликовал труд по их применению. Период использования таких неуправляемых ракет в военных целях был непродолжительным, так как довольно скоро они были вытеснены артиллерийскими орудиями.

Дальнейшее развитие ракетная техника обязана главным образом трудам и исследованиям трех выдающихся ученых:

Константина Циолковского (1857–1935) из России;

Германа Оберта (1894–1989) из Румынии;

Роберта Годдарда (1882–1945) из США.

Их работы заложили теоретические и практические основы современной ракетной техники и космонавтики. Следует учитывать, что они работали независимо друг от друга и их идеи в то время часто игнорировались.

Циолковский, школьный учитель, в 1883 и 1885 впервые написал о жидкостных ракетах и искусственных спутниках. В своей работе «Исследования мировых пространств реактивными приборами (1903)» он изложил принципы межпланетных полетов. С точки зрения Циолковского наиболее эффективным топливом для ракет было бы сочетание жидких кислорода и водорода, и предложил использовать связку небольших двигателей вместо одного большого. Циолковский предложил использовать многоступенчатые ракеты вместо одной большой для облегчения межпланетных перелетов, также он разработал основные идеи систем жизнеобеспечения экипажа.

Герман Оберт написал книги Ракета в межпланетное пространство (Die Rakete zu den Planetenraumen,1923) и Пути осуществления космических полетов (Wege zur Raumschiffahrt, 1929). В этих книгах были изложины принципы межпланетного полета и выполнил предварительные расчеты массы и энергии, необходимые для полетов к планетам. Сильной стороной Германа была математическая теория, однако в практической деятельности, ему не удалось, продвинулся дальше стендовых испытаний ракетных двигателей.

Роберта Годдарда этот ученный заполнил разрыв между теорией и практикой. 1914 году он получил первый патент в области твердотопливных ракет. Так же Годдард далеко продвинулся в создании ракет со ствольным запуском. В 1917 году Смитсоновский институт предоставил Годдарду исследовательский грант, результатом которого стала его классическая монография Метод достижения экстремальных высот (A Method of Reaching Extreme Altitudes,1919). Работающий прототип ракеты на ЖРД был создан к концу 1925. 16 марта 1926 был осуществил первый запуск жидкостной ракеты (в качестве топлива использовались бензин и жидкий кислород).

Работы этих трех ученных (Циолковского, Оберта и Годдарда) были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в СССР, США, Германии и Великобритании.

СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград).

Немецкое Общество межпланетных сообщений VfR в 1930 смогло создать примитивную установку в Берлине, и 14 марта 1931 член VfR Йоханнес Винклер осуществил первый в Европе удачный запуск жидкостной ракеты.

Вернер фон Браун (1912–1997), член общества VfR, с декабря 1932 начал работать над диссертацией по ЖРД на артиллерийском полигоне немецкой армии в Куммерсдорфе. За один месяц ему удалось создать двигатель тягой 1300 Н, это то при плохой технической оснащении. Вскоре он начал работу над созданием двигателя с тягой 3000 Н, который был установлен на экспериментальной ракете А-2. (19 декабря 1934 успешно запущена).

Ракета А-3 уже имела двигатель тягой 15 кН с системой наддува на жидком азоте и парогенератором, гироскопическую систему управления и наведения, систему контроля параметров полета, электромагнитные сервоклапаны для подачи компонтов топлива и газовые рули. В результате испытаний 4 ракеты А-3 взорвались на старте или вскоре после старта в декабре 1937.

3 октября 1942 был произведен первый успешный запуск ракеты А-4 с двигателем тягой 250 кН. Этот двигатель был создан на основе технического опыта, полученного при проведении неудачных запусков ракеты А-3. Через два года, проведя конструкторские испытания ракеты А-4 Германия получила на вооружения знаменитую  Фау-2 («Оружие возмездия-2»).

Ракета А-4 показала всему миру огромные возможности ракетной техники, в результате мощнейшие державы – Соединенные Штаты и Советский Союз – начали разработку баллистических управляемых ракет, способных доставлять ядерное оружие. Достижения ракетной техники позволили также создать тактические ракеты, которые радикально изменили характер ведения войны.

Реклама: