Армии мира

Оружие и военная техника

Танки (бронетехника)


Этот раздел посвящен бронетехнике всего мира, речь пойдет не только о танках, но и всевозможных БМП, БТР и т.д. Вся эта техника позволила поднять войны на принципиально новый уровень. Сейчас любая война не может обойтись без бронетехники.

Именно поэтому вам следует по подробней изучить этот раздел…

по странам по видам

История бронетехники (танков)

История создания и развития бронетехники началась очень давно. На сегодняшний день, невозможно точно сказать, когда она началась. Очень далекими предками современных бронемашин можно считать ТУРУСЫ, представлявшие  собой высокие с четырехэтажный дом деревянную башню, обтянутую звериными шкурами. Сооружение медленно приближается к осажденной крепости… Раньше такие башни и называли турусами — от латинского слова «taurus», которое и означает «башня». Первыми турусы применили древние римляне. Внутри башни располагался отряд воинов, который был неуязвим для противника. Одновременно этот отряд служил «двигателем», потихоньку перемещая башню, установленную на колесах. «Туруса» приближалась к стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в середине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью перекидного мостка перебирались на крепостную стену.

Были и другие сооружения на колесах — «фалы», предназначенные для защиты метательных орудий — баллист и катапульт.    Еще раньше, за три с половиной тысячи лет до н.э. б древние ассирийцы и вавилоняне тоже применяли передвижные защитные сооружения — целые крепости на колесах.    Примечательный проект боевой повозки, вооруженной пушками, создал гениальный художник и ученый эпохи Возрождения итальянец Леонардо да Винчи. В 1484 году он писал: «По этому образцу мы построим закрытые и совершенно неуязвимые колесницы, которые, проникнув в неприятельские линии со своей артиллерией, не могут быть уничтожены толпой вооруженных людей, как бы велика она не была. А позади их может следовать пехота без особого риска и без всякого багажа». Так называемая «тюдоровская повозка» применялась в Англии во времена короля Генриха VIII. Это был деревянный длокгауз на колесах и имел два этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади, а в верхнем — мушкетеры, которые вели огонь через бойницы.    Подвижные защитные повозки, вооруженные огнестрельным оружием, применялись и в России. В частности, при осаде войсками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие подвижная 13-м осадная башня на 50 артиллерийских орудий. Она была создана по проекту русского военного инженера Ивана Григорьевича Выродкова. Перед штурмом башню собрали из заранее заготовленных деталей за одну ночь, и она сыграла важную роль при взятии города.    Подобные повозки более или менее надежно защищали воинов от оружия противника и сами обладали неплохой огневой мощью.    Но все они имели один общий существенный недостаток: малую подвижность на поле боя. И не удивительно: «живые двигатели» люди или животные не обладали необходимой мощностью и выносливостью.    Положение изменилось после того, как была изобретена паровая машина. Тяжелые и неуклюжие паровые самоходы покатили по дорогам Европы.

В 1885 г. английский инженер Джеймс Коуен покрыл броней остов парового автомобиля. Броневой корпус имел полусферическую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, соединенных с двигателем. При езде они совершали секущие движения, угрожая всякому, кто осмелился бы приблизится к броневику вплотную. Вооружение состояло из восьми малокалиберных пушек. Были также пятьдесят окошек для стрелков. Но в испытаниях стальная махина ехала со скоростью до 8 км/ч. Но на вооружение ее не приняли. Броневик оказался непрочным и совершенно не приспособленным к движению по мало-мальски неровной местности.    Он имел пять колес: четыре колеса были опорными, а пятое служило для управления.    Для того чтобы бронеавтомобиль в современном понимании этого слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три вещи. Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и достаточно мощным двигателем. Во вторых, легкое скорострельное автоматическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но прочную броню.

С появлением бензиновых двигателей, инженеры стали задумываться о более мощных броневиках:

В 1896 году американским изобретателем И. Д. Пеннингтоном был представлен первый проект бронеавтомобиля. И только в 1902 году в Великобритании появился первый настоящий бронеавтомобиль построенный Ф. Р. Симмсомным, однако в то время эта идея не вызвала никакого интереса со стороны английского военного министерства. В 1900-х годах созданием бронеавтомобилей занимались и в других европейских странах, но до начала Первой мировой войны интерес к ним со стороны армейского командования был невелик.

В Российской империи напротив, интерес командования был велик так как боевой опыт русско-японской войны наглядно показал необходимость самоходной машины, способной вести поддержку пехоты пулемётным огнём и защищённой от пуль противника. Подъесаул Накашидзе сформулировал требования к боевой машине такого рода и разработал проект, который вызвал заинтересованность военного министерства Российской империи. Однако, сочтя проект слишком сложным для реализации на отечественных промышленных мощностях, постройка машин была заказана во Франции фирме «Шаррон». В 1906 году небольшая серия (около 6 бронеавтомобилей) была поставлена заказчику. Эти машины имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Проходимость была сочтена удовлетворительной, а вся машина в целом получила высокую оценку от русских военных.

В 1905—1906 гг. похожую машину чуть ранее демонстрировала немецкая фирма «Эрхардт». Таким образом, приоритет в принятии на вооружение первой серии бронеавтомобилей принадлежит Российской империи. В гражданскую войну бронеавтомобиль был средством поддержки пехоты и конницы, в Вторую мировую войну использовался для боевого обеспечения войск.

Танки — бронированная боевая машина на гусеничном ходу, обычно, с пушечным вооружением в качестве основного.

Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После краткого начального маневренного этапа военных действий на фронтах установилось равновесие, так называемая «окопная война». Глубоко эшелонированные линии обороны противников было очень сложно прорвать обычными пехотными атаками. Т.е требовалось подготовить наступление и вклиниться в оборону противника при помощи массированном использовании артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, перекрываемому к тому же перекрёстным огнём с флангов участку «чистого» прорыва не удаётся произвести достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв.

В результате понадобилась принципиально новом транспортном средстве с высокой проходимостью, добиться которой можно было только с помощью гусеничного шасси, большой огневой мощью и хорошей защищённостью. Такое транспортное средство могло бы с высокой скоростью преодолевать линию фронта и вклиниваться в глубину обороны противника, осуществляя, по крайней мере, тактические обходы.

В 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России было принято решение о постройке танков. Окончательно первая английская модель танка была готова в 1916 году, когда прошла испытания, и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mark I — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самец» с пушечным вооружением в боковых спонсонах и «самка» только с пулемётным вооружением.

Французам, так же сумели разработать и выпустить очень удачный  лёгкий танк Рено FT-17. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классическими. Танк имел вращающуюся башню с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом, низкое удельное давление на грунт и, как следствие, высокую проходимость, высокую скорость того времени и хорошую маневренность.

Вторая мировая война увеличила прогресс в танкостроении. Всего за 6 лет войны танки совершили больший скачек в своей эволюции, гораздо больше чем за предыдущие двадцать лет. Значительная часть танков обзавелась противоснарядным бронированием, мощными длинноствольными пушками калибром до 152 мм, в конце войны появились первые ночные (инфракрасные) прицелы, радиофикация танков стала считаться необходимой.

В ходе Второй мировой войны немецкие танкостроители сделала упор на увеличение бронирования и длины орудий, улучшение приборов наблюдения, улучшению обитаемости, а советские брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков лишь при крайней необходимости. Советская танковая школа создала также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Американские танкостроители при некоторой изначальной отсталости в плане компоновки и технологичности все же наверстала упущенное к концу войны за счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей и радиофикации танков, минимум по две рации на танк. Наиболее удачными немецкими танками стали PzKpfw IV (самый массовый), «Тигр», и, с некоторыми оговорками, «Пантера» и «Королевский тигр». Лучшими советскими танками, Второй мировой войны, были признаны средний танк Т-34 в разных вариантах и тяжёлый танк ИС-2. Лучшим американским танком был признан M4 «Шерман».

В после военное время эволюция танков продолжилась,  яркими представителями первого поколения стали советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10 (ИС-10); американские M26 «Першинг», M46 «Паттон», M47; английский A41 «Центурион» и другие. Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76), разведывательные (американский M41 «Уокер Бульдог») и позже авиатранспортабельные (американский M551 «Шеридан»). С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские Т-55 и Т-62, американский M48, английский «Чифтен», французский AMX-30 и другие.

Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960—1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются, повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские Т-64 и Т-72, американские M60, западногерманский «Леопард-1» и другие.

По ТТХ танков первого и второго поколений СССР смог опередить своих вероятных противников, но необходимость ограничения массы и размеров основного типа танка (из-за необходимости вписывания в железнодорожный стандартный габарит) и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному старению советских танков первого и второго послевоенных поколений, что нашло подтверждение в войнах 1960—1990-х гг. на Ближнем Востоке.

Танки третьего поколения создавались в 1970—1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. К танкам этого поколения относятся советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90, американский M1A2 «Абрамс», западногерманский «Леопард-2», французский «Леклерк» и другие.

Реклама: