Армии мира

Оружие и военная техника

Миг-1.44


mig-1-44-10

МиГ 1.44 — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения.

Двигатель с управляемым вектором тяги. Создавался как противовес американскому истребителю F-22. В обшивке использована Стелс-технология.

Назначение: многофункциональный фронтовой истребитель

Первый полёт: 29 февраля 2000

ТТХ:

Экипаж: 1 чел

Крейсерская скорость: 1700 км/ч

Макс. скорость: М=2,6 км/ч

Макс. скорость у земли: 1500 км/ч

Макс. скорость на высоте: 2500 км/ч

Боевой радиус: 2500 сверхзвуковая скорость,

4500 дозвуковая км Дальность полёта: 4000 км

Практический потолок: 20 000 м

Размеры

Длина: 21,7 м

Высота: 6 м

Размах крыла: 16,3 м

Масса Пустой: 18 000 кг

Снаряжённый: 28 000 кг

Макс. взлётная: 35 000 кг

Двигатели: 2 ТРДДФ АЛ-41Ф  Тяга (мощность): 2 х 18000 кгс

Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка» с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. — эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» — многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

1. сверхманевренность;

2. способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;

3. малая радиолокационная и тепловая заметность;

4. улучшенные взлетно-посадочные характеристики;

5. значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава,

6. сокращен объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;

7. новая архитектура комплекса БРЭО, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

На данный момент работы по проекту остановлены.

Вооружения МИГ 1.44 не несет, однако зарезервированы отсеки и заложены узлы для его установки. Истребитель будет нести встроенную 30-мм пушку с увеличенной дистанцией эффективного огня, причем ее амбразура будет закрываться подвижной створкой для снижения радиолокационной заметности и по требованиям скоростного полета (подобное решение использовалось на МиГ-31). Во внутреннем отсеке 1.42 смогут размещаться на катапультных установках большинство типов существующих ракет ╚воздух-воздух╩ и ╚воздух-земля╩, а также специально создававшиеся для МФИ ракеты воздушного боя 5-го поколения.

Так, высокоманевренная ракета Р-73М несет ГСН с многоплощадочным двухдиапазонным фотоприемником с зоной целеуказания +/- 90╟, чувствительность и дальность действия которой повышена в два раза по сравнению с базовой. При дальности пуска до 60 км и минимальной высоте целей 5 м ракета способна маневрировать с перегрузками до 12, а при подлете к объекту атаки перенацеливаться с факела двигателя на наиболее уязвимую среднюю часть самолета.

Ракета средней дальности Р-77М способна поражать цели на расстоянии до 90 км. Для размещения на внутренней подвеске ее рули складываются. Боевая часть массой 21 кг представляет собой кольцевой пакет кумулятивных микрозарядов с лазерным взрывателем. Вариант РВВ-АЕ-ПД обладает повышенной до 160 км дальностью. Обе ракеты позволяют реализовать обратный старт в заднюю полусферу.

Тяжелые ракеты, бомбы и подвесные баки могут подвешиваться на три пары подкрыльевых держателей, узлы которых заложены и в конструкции крыла. Однако варианты внешней нагрузки не являются основными, повышая заметность и не позволяя выполнять сверхзвуковой полет.

1.44 не несет полного комплекса прицельно-навигационного оборудования, ограниченного лишь необходимыми пилотажными системами (этим объясняется небольшой конус нештатной РЛС, а некоторые ╚радиопрозрачные╩ обтекатели, такие, как ╚пилотки╩ килей, на первой машине просто накрашены). В то же время все агрегаты комплекса прошли отработку, в том числе и на летающих лабораториях. На самолет предполагается установить допплеровскую БРЛС 5-го поколения с фазированной антенной решеткой, позволяющую отслеживать более 20 целей и одновременно атаковать 6, а также прицельное оборудование оптического и ИК-каналов для обнаружения, сопровождения и целеуказания при слабой видимости. Применение такого оборудования рассматривается как приоритетное по условиям скрытности (РЛС выдает самолет мощным излучением).

Для размещения РЛС заднего обзора и бортовой станции постановки помех предусмотрены отсеки в килевых балках.

Большое внимание уделено автоматизации решения задач, особо существенной при внутреннем размещении вооружения, когда укрытые в отсеке ГСН ракет нуждаются во внешнем целеуказании от систем самолета до самого момента пуска. Во взаимодействии летчика и машины максимально реализованы принципы ╚вижу-бью╩ и ╚пустил-забыл╩.