Армии мира

Оружие и военная техника

Миг-25


mig-25-4

МиГ-25 — советский одноместный сверхзвуковой высотный перехватчик, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича. Считается лучшим высотным перехватчиком в СССР.

ТТХ МиГ-25:

Назначение:

истребитель-перехватчик (МиГ-25П/ПД/ПДС),

разведчик (МиГ-25Р/РБ),

самолет прорыва ПВО (МиГ-25БМ)

Экипаж: 1 чел

Крейсерская скорость: 2345 км/ч

Макс. скорость: 3000 км/ч

Боевой радиус: 900 км

Дальность полёта: 1730 км

Дальность полёта с ПТБ: 2400 км

Практический потолок: 24700 м

Скороподъёмность: 2900 м/мин

Размеры

Длина: 22,30 м

Высота: 6,5 м

Размах крыла: 14,06 м

mig-25-6

Площадь крыла: 61,9 м²

Масса

Пустой: 20600 кг

Снаряжённый: 36720 кг

Макс. взлётная: 41000 кг

Двигатели: 2 х ТРДФ Р-15Б-300

Тяга форсажная: 10980

Вооружение

Кол-во точек подвески: 4  Масса подвесных элементов: 1800 кг УР средней дальности Р-40Т/ТД и Р-40Р/РД (МиГ-25П/ПД/ПДС), УР малой дальности Р-60М (МиГ-25П/ПД/ПДС/Р/РБ/РБС/РБТ), АБ на 4-х подкрыльных пилонах (МиГ-25РБ/РБС/РБТ)

Модификации:
МиГ-25П — первый полет — 1964г. Базовая модификация.

МиГ-25М (Е-155М) 1974г. — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс. лучшей экономичности. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъемность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.

МиГ-25ПД(изд. 84Д) 1978г.- Истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПР более 10 м2 на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости +/-56 град. и в вертикальной плоскости 6 град. имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 г. ракет «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг. На новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью — 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20200 м. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру РЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно выпускались в г.Горьком (Нижний Новгород).

МиГ-25ПДС 1978 г.-модифицированный истребитель-перехватчик с заменой РЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части другого оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60.По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.

МиГ-25ПДСЛ 1985г. — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех.По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС.Серийно модификация не выпускалась.

МиГ-25Р (Е-155Р) 1964 г. — Высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот.

МиГ-25РБН 1972г. — Ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом.По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

МиГ-25РБТ (изд. 02Т) 1979г. — самолет радиотехнической разведки с установленной более надежной и легкой станцию общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка — из диэлектрика, с установленным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км.Развитие модели Миг25-РБ.

МиГ-25МР — разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоапаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

МиГ-25РБ (изд.02Б) 1970 г. -одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг. Носитель ядерного оружия. Строились серийно в 1972-1982 гг.

МиГ-25РБВ 1970г. -одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки «СПС-9» вместо станций «СПС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг25РБ. Восемь самолетов этого типа было оснащено аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями.По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973-1979 гг.

МиГ-25РД (изд.99) 1976г — опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6».Серийно не выпускался.

История

6 марта 1964г. состоялся первый полет опытного самолета Е-155Р-1 (вариант разведчика). 9 сентября 1964г. в небо поднялся первый опытный перехватчик Е-155П-1 (летчик-испытатель — Остапенко). В 1967г. на авиационном празднике в Москве с большим эффектом была продемонстрирована тройка самолетов МиГ-25, при этом было объявлено, что показанные самолеты способны развивать скорость до 3000 км/ч. На Западе появление нового МиГа произвел огромное впечатление. Сработал «эффект внезапности»: до воздушного парада в Москве западные специалисты просто не знали о существовании такой машины, естественно, не было известно и КБ, создавшее истребитель (некоторое время за рубежом полагали, что он построен в ОКБ Яковлева). МиГ-25 (по НАТОвской классификации — «Фоксбэт») стал причиной слушаний в конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом русской авиации. В известной степени появление МиГ-25 подстегнуло работы по новым истребителям F-14 и F-15 для ВМС и ВВС США.

В 1969г. на Горьковском (ныне — Нижегородском) авиазаводе приступили к серийному выпуску перехватчиков, получивших обозначение МиГ-25П. В 1970г. самолет был официально принят на вооружение авиации ПВО, началось освоение машины в строевых частях. Экспортный вариант истребителя-перехватчика поставлялся в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию.

Одновременно с созданием исходной модификации истребителя-перехватчика изучалась возможность дальнейшей модернизации самолета. В середине 1960-х гг. велись работы по модификации истребителя Е-155ПА, способной перехватывать цели, летящие на скорости до 3500-4000 км/ч и высотах 100-30000 м. Новый самолет со взлетной массой около 40 т, оснащенный двумя ТРДФ Р-15БФ-300, бортовой РЛС «Смерч-100» и УР К-100, должен был развивать максимальную скорость 3700-4000 км/ч.

Серийное производство МиГ-25 продолжалось до 1985г. К настоящему времени самолет МиГ-25 (и его дальнейшее развитие — МиГ-31) превосходит все другие истребители мира по максимальной скорости и высоте полета. В 1977г. А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650 м, всего же на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов (14 из них не превзойдено до начала 1993г.)

ВООРУЖЕНИЕ истребителя-перехватчика МиГ-25П включает четыре УР средней дальности Р-40Т с ТГС и Р-40Р с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска — до 50 км). Вооружение МиГ25ПБ/ПДС дополнено четырьмя УР ближнего боя Р-60М с ТГС. Под фюзеляжем может подвешиваться ПТБ большой емкости (5300 л).